Внешне — ничего общего! Хотя оба, мотоцикл BMW R1200R и шоссейный квадроцикл GG Quad, построены вокруг легендарного оппозитного мотора BMW. Объединяет их и то, что по документам они относятся к транспортным средствам категории А, у обоих мотоциклетная посадка и органы управления, и каждый из-за необычной конструкции — белая ворона.
GG Quad благодаря фаркопу может и в хозяйстве пригодиться
Вообще-то, BMW R1200R можно даже назвать классическим мотоциклом: двигатель да два колеса. Пусть и в современном прочтении — с электронноуправляемыми подвесками, АБС, трэкшн-контролем и т.п. Правда, рамы как таковой здесь нет — все крепится через подрамники непосредственно к силовому агрегату. А вот GG Quad… То ли четырехколесный мотоцикл, то ли омотоциклившийся кабриолет. Колес-то прибавилось, а вот никаких электронных наворотов нет. На стальной трубчатой раме смонтированы двигатель, коробка передач и подрамники передней и задней подвесок. Но какие подрамники! Фрезерованные из цельной алюминиевой заготовки, «инкрустированные» головками крепежных винтов, с коваными алюминиевыми рычагами и полностью регулируемыми амортизаторами. Первым делом прыгаю за руль Квада, с непривычки пиная крыло заднего колеса — уж очень широко расставлены колеса. А подножки расположены очень низко — подобного я не встречал даже на самых радикальных чопперообразных недоразумениях. Оно и понятно — в поворотахто на четырехколесном GG наклоняться не надо! Пассажир асфальтового «квадрика» сидит даже удобнее, чем за рулем классического мотоцикла, — благодаря все тем же низко расположенным подножкам. Еще бы спинку на сиденье… Я бы на такой аксессуар не поскупился. [alert type=»warning» title=»GG Technik»]GG Quad — не технический курьез в единственном экземпляре, а вполне себе серийное транспортное средство. Родом оно из Швейцарии, где и находится компания GG Technik (GG — аббревиатура из первых букв фамилий основателей фирмы, Грютер (Grüter) и Гут (Gut)). Основанная в 1983 году GG Technik была дилером европейских мотоциклетных брендов: сначала Moto Guzzi, а чуть позже и BMW с Ducati. Помимо продажи и обслуживания техники Вальтер Грютер много внимания уделял тюнингу мотоциклов. В 1994 году свет увидел сайдбайк (мотоцикл с коляской) GG Duetto, построенный на базе мотоцикла BMW. За пять лет было продано около 50 этих специфических аппаратов. Затем был кастом GG Spartaco на базе Moto Guzzi 1100 Sport, GG Cruso в версиях Classic и Sport и… контракт со швейцарским представительством BMW на подготовку 600 мотоциклов для родной армии. Через 10 лет, в 2004 году, свет увидел GG Quad — четырехколесный результат многолетнего труда сотрудников фирмы Grüter и Gut Technik. Аппарат сразу же был омологирован для движения по дорогам общего пользования, и сейчас по Европе колесит более двухсот таких Квадов. Два года спустя на свет появилось очередное творение — GG Quadster с рядным четырехцилиндровым двигателем BMW K1200S (с 2009 года на Quadster устанавливается двигатель от BMW K1300S), а затем, еще пять лет спустя, трехколесный GG Taurus. Но Вальтер Грют не одинок в своей тяге к установке мотоциклов на четыре колеса. Например, немцы из компании EATV также активно строят дорожные (но не только) «квады», используя в качестве доноров австрийские мотоциклы KTM. Ценник тоже сложно назвать гуманным: «квад» EATV обойдется в сумму от 16 до 35 тысяч евро. [/alert] В первые секунды за рулем тебя накрывает ощущение ирреальности происходящего — и больше не покидает. GG моментально откликается на поворот руля и почти не кренится — как в примитивных компьютерных игрушках двадцатилетней давности, где машинки игнорируют законы физики. Первые осторожные перестроения быстро сменяются все более агрессивными маневрами, и через какое-то время приходит понимание, что добраться до пределов так и не удалось! Quad не перестраивается — он телепортируется из ряда в ряд — и на хорошем покрытии GG может достичь поперечной перегрузки в 0,9 g. А я к этому психологически не готов: посадка мотоциклетная, а наклониться в повороте нельзя. Диссонанс.
[column size=»one-half»]
Спидометр, тахометр, контрольные лампы и даже «блинкер», сигнализирующий о необходимости переключиться вверх. Универсальная приборная панель Koso здесь как нельзя кстати.
[/column][column size=»one-half»]
«Оппозит» BMW и коробка передач установлены в раму из стальных труб. Сзади внизу спрятан бензобак.
[/column]
Фантастической устойчивостью Quad обязан широкой колее и низкому центру тяжести: мало того что двигатель оппозитный, так еще и смещен вниз на добрый десяток-полтора сантиметров по сравнению с мотоциклом. Бензобак расположен сзади в раме максимально низко, а вне колесной базы нет никаких мало-мальски тяжелых агрегатов. Плюс низкопрофильные шины Dunlop SP Sport 9000, смонтированные на кованых колесах OZ Wheels. Ширина покрышек вполне автомобильная: 195/40 ZR16 спереди и 225/35 ZR17 сзади, так что на малых скоростях руль GG требует крепкой руки. Приемлемый уровень усилия появляется после 40 км/ч. Очень кстати, иначе ловить плавающий в колеях Quad было бы совсем неприятно.
Алюминиевые двухрычажные подвески и подрамник выглядят настоящими произведениями искусства. Ход пружинных стоек — 100 мм, а параметры демпфирования и предварительного поджатия пружин можно регулировать. Задний редуктор Квада — с самоблокирующимся дифференциалом Quaife. Двухцилиндровый «оппозит» рабочим объемом 1130 см3, позаимствованный у мотоциклов BMW серии R1150, не отличается выдающимися показателями: 95 л.с. при 7250 об/мин. Но пик крутящего момента 98 Hм достигается уже при 5500 об/мин, и это позволяет машинке сухой массой всего 375 кг очень бодро уходить со светофора. Да и на загородных трассах Quad не пасует — обгоны на двухполосных дорогах не проблема. Главное, не увлечься: расход топлива в более-менее темпераментом режиме может доходить до 10 л/100 км, а объем бака — всего 18 л. Единственное но: дороги стоит выбирать с наиболее качественным асфальтом, поскольку подвеска информирует о каждой трещинке покрытия.
[column size=»one-half»]
Под водительским сиденьем находится… ниче- го! Для багажа на GG Quad места нет вообще. Отличный повод потратиться на опционные коф- ры вместимостью около 100 литров
[/column][column size=»one-half»]
Передача заднего хода включается отдельным рычагом — как на мотоцикле Днепр с коляской!
[/column]
А если по дороге встретится пустая асфальтированная площадка, то можно и похулиганить, пуская Quad в заносы: сочная «середина» оппозитного мотора вполне позволяет рулить тягой. Важно лишь помнить, что электронных ассистентов здесь нет. Но это не так страшно: под сброс газа GG Quad четко возвращается «на рельсы».
[column size=»one-half»]
Блок «двигатель—трансмиссия» является основным несущим элементом ходовой части BMW — в отличие от большинства двухколесных собратьев, здесь нет рамы как таковой
[/column][column size=»one-half»]
Классическая приборная панель BMW R1200R дополнена полноценным бортовым компьютером
[/column]
Нет даже АБС, но эффективность тормозов и обратная связь поражают. Что тоже объяснимо: четырехпоршневые тормозные суппорты в сочетании с плавающими дисками (их диаметр — 270 мм), пожалуй, даже избыточны для столь легкой машинки. А самое неожиданное — это высокий уровень «антипробочности». И дело не в «геометрии» — при ширине под полтора метра между рядами не пошустришь. Многие водители, завидев такое чудо-юдо в зеркалах, к моменту сближения успевают принять в сторону, открыть окно и включить камеру мобильного телефона.
Фирменная передняя подвеска Telelever с разделением функций подрессоривания и управления гарантирует отсутствие клевков при торможении. Внутри маятника консольной задней подвески Paralever (фото справа) спрятан карданный вал. Четырехпоршневые тормозные суппорты в сочетании с плавающими дисками диаметром 320 мм уверенно замедляют тяжелый мотоцикл. Наслушался и вопросов на засыпку: например, как на таких шинах ездить на речку? Даже не нашел что ответить. После такого самоходного вау-эффекта за рулем мотоцикла BMW R1200R чувствуешь себя как в уютном домашнем кресле. Да и сам аппарат настраивает на солидный, спокойный стиль передвижения. «Оппозит» отлично тянет с холостых, а на третьей передаче в городе можно ездить как на «автомате». Большой угол поворота руля позволяет прецизионно просачиваться между автомобилями в пробке, а вот сожаление об отсутствующей передаче заднего хода нет-нет да и возникнет. Особенно если припарковался в кармане с уклоном: толкать назад два с лишним центнера «железа» — сомнительная радость. С другой стороны, при наличии свободного места подобные проблемы решаются банальным разворотом мотоцикла вокруг боковой подножки. Вопросы активной безопасности на BMW R1200R, в отличие от GG Quad, реализованы в духе времени. Помимо АБС, ставшей уже практически обязательной на мотоциклах, R1200R может похвастаться полноценной противобуксовочной системой, и это позволяет уверенно ездить до первого снега.
На пультах управления BMW R1200R добавились кнопки управления бортовой электроникой. Клавиша ESA (Electronic Suspension Adjustment, «электронная регулировка подвески») позволяет прямо на ходу подгонять характеристики демпфирования амортизаторов и жесткости пружин (в диапазоне от 110 до 160 Н/м). Посадка специфическая: ты не забираешься на мотоцикл, а плотно садишься в него. Наличие пассажира, если мы говорим о «классике жанра» — 50-килограммовой спутнице, практически никак не влияет на поведение BMW. Динамика разгона и торможения остается на прежнем уровне, а электроннорегулируемая подвеска ESA (Electronic Suspension Adjustment) предлагает аж девять вариантов преднастроек. Нужно выбрать уровень нагрузки (только пилот, пилот и багаж либо пилот с пассажиром и багажом) и режим работы подвески (Comfort, Normal или Sport) — и дальше электроника все сделает сама. И если разница между полярными вариантами заметна сразу, то для поиска отличий между «соседними» режимами уже надо «прислушиваться». С другой стороны, это ли не показатель правильно выбранных настроек — когда просто наслаждаешься движением, не думая, нужно ли чуток расслабить пружину задней подвески или немного «поджать» гидравлику отбоя передней вилки.. [alert type=»warning» title=»Что почем»]Цена на BMW R1200R начинается с 785650 рублей. Верхний предел указать сложно, поскольку каталог аксессуаров BMW позволит легко добавить к ценнику и 50, и 150 тысяч рублей. GG Quad в России официально не продается. Цены на эпизодически встречающиеся в продаже подержанные аппараты (правда, все как один с мизерными пробегами) колеблются от одного до полутора миллионов рублей. В Европе новый GG Quad стоит около 40 тысяч евро. С обслуживанием в России проблем не будет: двигатель и коробка передач хорошо знакомы механикам сервисных центров мотосалонов BMW, а конструкция подвески не вызовет удивления ни в автомобильной, ни в квадроциклетной мастерской. Сложности могут возникнуть при проведении ТО оригинального редуктора, но и эти проблемы в состоянии решить многие официальные сервисцентры BMW.[/alert] Несмотря на схожие двигатели, характеры у GG и BMW разные. Для ежедневных вояжей по городу BMW R1200R приспособлен в разы лучше. А вот вечерние и ночные променады по городу и окрестностям на GG Quad подарят море позитива, причем как экипажу, так и окружающим. Можно даже выбраться на трек, а если хозяин «отморожен» не только в переносном смысле, то можно поставить зимние шины — и… Осталось только найти миллион рублей на саму игрушку. Кстати, история легендарного «оппозита» BMW продолжается! В прошлом году компания кардинально обновила двигатель, применив жидкостное охлаждение (не напоминает историю другого знаменитого «оппозита» — на Porsche 911?). Так что ждем обновления и от GG!